Вопрос о том


Еще А. С. Пушкин подчеркивал, что «Слово» не только памятник древнерусской, ио и общеславянской культуры. Поэт находил в нем слова, «употребляемые в других славянских наречиях, где еще сохранились они во всей свежести употребления». Этот аспект изучения памятника в наши дни получил дальнейшую разработку.

Вопрос о том, кто из зарубежных путешественников, посещавших на рубеже XVIII—XIX вв. Петербург и Москву, мог видеть «Слово», еще требует дополнительного изучения. В настоящее время достоверно известно лишь о замечательном чешском слависте Й. Добровском. С 17 августа до середины октября 1792 г. он находился в Петербурге, бывал у Мусина-Пушкина и очень подробно охарактеризовал его собрание в письме от 9 октября, адресованном своему другу Ф. Дуриху. Вероятно, именно в те месяцы {ориентировочно в конце сентября— начале октября 1792 г.) Й Добров-ский и видел в числе других рукописей со-
брания русского коллекционера «Слово». Но насколько правильным было такое предположение, а главное — удалось лн Й. Добровскому снять копию «Слова» или по крайней мере сделать выписки?

Различные домыслы иа этот счет строили еще современники чешского слависта. Во всяком случае, незадолго до московского пожара, в августе 1812 г., видный польский филолог и библиограф С. Бандтке запрашивал Й. Добровского, может лн тот предоставить ему оригинал «Песни о битве Игоря против половцев». Спустя четыре месяца, еще ие зная о гибели рукописи, тот отвечал: «Песнь об Игоревой битве в оригинале вы можете получить, конечно, только из Россин». Отсюда можно заключить, что полного списка «Слова» у Й. Добровского ие было.

Добавить комментарий