Кандидатов наук готовят в основном в аспирантуре.

В очную аспирантуру, обычно при вузе, направляют молодых людей сразу после окончания института. Продолжительность аспирантуры — три года, и в этот срок аспиранты обычно укладываются. При многих НИИ есть заочные аспирантуры. Туда приходят инженеры, имеющие стаж практической работы, и учатся без отрыва от производства четыре года. В этот срок аспиранты обычно не укладываются, за что и попадает руководству НИИ от соответствующих инстанций.

В обеих системах учебный процесс одинаков: сдача так. называемого кандидатского минимума и разработка темы диссертационной работы. Напомним, что кандидатский минимум предполагает сдачу экзаменов по философии, иностранному языку и специальной дисциплине. Считаю, что сегодня содержание кандидатского минимума и требования при его сдаче нуждаются в существенном уточнении. Естественно, что кандидат наук должен быть философски образованным человеком, знающим для пользы дела по крайней мере один иностранный язык. Но совершенно неясно, почему так невелики требования к уровню знаний и профессиональным навыкам по тому основному делу, ради которого специально и cojflaHa аспирантура. Все мы сочли бы странной ситуацию, когда, например, при подготовке футболиста обращали внимание лишь на его физическую форму, но не обучали искусству обводки или игры головой. А при обучении аспиранта получается именно так.

По-видимому, молчаливо Предполагается, что вуз дает достаточную для научной работы общетеоретическую подготовку. Однако за редким исключением учебный институт не дает, не может, да и не должен дать такой подготовки. У вузов много других важных задач, и совсем не следует обременять их программы разделами, в общем для инженерной деятельности ненужными.

Серьезные открытия и просто усовершенствования сегодня происходят на стыках отдельных научных направлений. И делать их могут только люди хорошо образованные, специально подготовленные. Сейчас они нужны как никогда. Специалисты — по Свифту — «левой почки» и «правой почки», обладающие узкими знаниями и кустарными навыками, вряд ли могут эффективно и в нужном направлении развивать науку.

Добавить комментарий