Чтобы готовить специалистов

Чтобы готовить специалистов с большими творческими возможностями, нужно в первую очередь расширить общетеоретическую подготовку аспирантов. При этом можно сослаться на успешный опыт аспирантур некоторых НИИ, в которых в течение многих лет читаются курсы специальных разделов математики: уравнения математической физики, вариационное исчисление, теория вероятностей и математическая статистика, численные методы и т. д. По единодушному мнению ведущих специалистов, научная квалификация выпускаемых кандидатов наук при этом заметно улучшилась.

Заметим, что долгое время в кандидатский минимум входило большее число дисциплин. Нынешнее положение — дело сравнительно недавнее, мотивированное желанием скорее получить больше кандидатов.

Наверное, учебный процесс в аспирантуре должен быть специально организован. Надо планировать время — скажем, 6—8 часов в неделю — на лекции по специальным курсам. Следует предусмотреть и разнообразные формы самос .оятельной работы. Аспиранты должны трудиться больше и интенсивнее, чем студенты. Очная аспирантура не должна превращаться в своеобразный таймаут между обучением в вузе и работой.

Хорошо было бы, сверх сказанного, обучать аспирантов еще и методике научного исследования как такового. Ведь обучаем мы будущих инженеров технологии, будущих артистов, писателей, художников — основам профессионального мастерства. Точно так же есть принципы проведения научного исследования, расчетного и экспериментального, их обязаны знать будущие кандидаты наук. Необходимо создать, написать такой курс, первый, пусть пробный. Он заполнит весьма ощутимый пробел. Наконец, будущий кандидат наук — это, как правило, и будущий преподаватель. Значит, он должен знать азы преподавательского мастерства.

Готовя кандидатов наук, мы должны иметь в виду, что это одновременно и подготовка научных работников более высокого класса, контингента, из которого в грядущем должен вырасти цвет науки. Здесь не надо скопидомничать, и это окупится сторицей.

Добавить комментарий