И все же все вовлеченные

В своих трудах ни Гульдин, ни иезуитские математики Марио Беттини (Mario Bettini) и Андре Таке (Andre Tacquet), которые также критиковали метод Кавалье-ри, не писали о тех философско-религиозных причинах, по которым они отвергали неделимые. Однако именно Гульдин ближе других подошел к тому, что сама постановка вопроса о существовании этого метода оказалась более значимой, нежели проблема его строгого математического обоснования. Он писал: «Я не думаю, что метод [неделимых] следует отвергнуть, но причины этого решения должны быть запечатаны нашим молчанием, которое никогда еще не было таким несвоевременным». Увы, Гульдин не объяснил, что значит это таинственное утверждение. По всей вероятности, каждый из этих трех математиков-иезуитов в соответствии со своим положением в ордене мог критиковать новую математическую теорию лишь с точки зрения науки, а не философии или религии. Кроме того, их репутация как ученых только пострадала бы, объяви они о том, что руководствуются философскими или религиозными соображениями.
А купить обои оптом не хотите?
И все же все вовлеченные в это противоборство новых и старых математических методов безусловно отдавали себе отчет в том, что в действительности было поставлено на карту. Один из них. иезуитский математик Сте-фано Анджелис (Stefano degli Angeli), в шутку, но и с намеком писал, что не знает, «какой такой дух» владел иезуитскими математиками. Однако за крайне редкими исключениями спор не выходил за пределы научных дискуссий и оставался противостоянием между высококвалифицированными специалистами по поводу того, какие методы допустимы в математике.

Добавить комментарий